На сессии Государственного Совета
30 января 2004 года

Председатель Госсовета Ф.Мухаметшин сделал необходимое разъяснение: подготовлен федеральный модульный законопроект о Счетной палате в субъектах РФ, и работа над республиканским законопроектом ведется с учетом его положений. Руководитель парламента подчеркнул, что при оперативной плодотворной работе этот проект закона можно было бы принять на будущей сессии.
По итогам обсуждения проекта повестки дня в ней оказалось 52 вопроса.

По представлению первого заместителя председателя Верховного суда РТ М.Мавлятшина сессия избрала мировых судей.
В первом чтении был принят законопроект "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан", внесенный Президентом. Его представил Премьер-министр Р.Минниханов, с содокладом выступил председатель Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей В.Логинов. Документ разработан при участии представителей Аппарата Президента, Госсовета, Кабинета Министров, ученых юридического факультета Казанского государственного университета и прошел правовую экспертизу в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, получив в целом положительную оценку. Основные замечания в законопроекте учтены.

Документ включает положения, регулирующие деятельность Президента, Кабинета Министров, министерств и иных органов исполнительной власти республики. В соответствии с требованиями федерального законодательства проект закона закрепляет структуру исполнительных органов госвласти. Деятельности Правительства посвящена отдельная глава, что исключает необходимость принятия самостоятельного закона о Кабинете Министров. В заключительных положениях законопроекта приводятся нормы, посвященные деятельности местных органов исполнительной власти в переходный период.
Свое мнение о законопроекте высказал А.Штанин, посчитавший его "сырым", не соответствующим Конституции РТ и федеральному законодательству. Депутат предложил отклонить проект закона, но Госсовет счел, что документ соответствует требованиям и при необходимости его можно доработать при подготовке ко второму чтению.

После одобрения концепции нового законопроекта отпала необходимость в принятии проекта закона "О схеме управления Республикой Татарстан", который по предложению Комиссии по вопросам государственного строительства сессия сняла с дальнейшего рассмотрения.
Также через процедуру первого чтения прошел и законопроект с поправками в закон о бюджете Республики Татарстан на 2003 год, который представил министр финансов Р.Гайзатуллин. С содокладом выступил председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И.Сафиуллин. Изменения в бюджете на 2003 год вызваны появлением дополнительных налоговых и неналоговых доходов и поступлениями из федерального Фонда компенсаций средств на возмещение расходов по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.

А.Штанин выступил против принятия законопроекта, обосновав свою позицию заключением Правового управления Госсовета. В нем говорится, что Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможности расходования бюджетными получателями средств предыдущего финансового года в текущем финансовом году. Кроме того, перечень отраслей и мероприятий, предложенный законопроектом для финансирования, оказался несколько шире того, на который закон о бюджете-2003 предоставлял Кабинету Министров право направлять дополнительные доходы.

Тем не менее сессия не поддержала А.Штанина. Депутаты сочли доводы министра финансов и председателя головной комиссии более убедительными. По итогам обсуждения законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" был принят во втором и окончательном чтениях.
В третьем чтении были приняты три законопроекта: "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О языках народов Республики Татарстан", "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан на 2003-2014 годы" и "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан". Поправки к ним носили редакционный характер.
Через процедуру второго чтения прошли семь законопроектов.

Сессия отклонила поправки депутата Э.Губайдуллина к проекту закона "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О Своде законов Республики Татарстан", предусматривающие необходимость дополнительного утверждения Президентом РТ решения Государственного Совета об образовании Государственной комиссии по изданию Свода законов Республики Татарстан.
К законопроекту "О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Татарстан" поступило 8 поправок от Президента и Комиссии по вопросам государственного строительства. Все они были одобрены.
Депутаты также одобрили 9 поправок, поступивших к проекту закона "О выборах Президента Республики Татарстан" и носивших редакционный характер.
Парламент рассмотрел два законопроекта, касающиеся деятельности Госсовета следующего созыва: "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" и "О комитетах Государственного Совета Республики Татарстан".

В первом документе было одобрено 32 поправки, большинство из которых внес Э.Губайдуллин. Госсовет решил установить, что депутат будет вправе иметь не более трех помощников. Но все они будут работать на безвозмездной основе, хотя сперва предлагалось выплачивать одному из помощников ежемесячно 1,5 тыс. рублей.
Ко второму законопроекту поступила 51 поправка, 40 из которых были одобрены.

Были одобрены и редакционно-уточняющие поправки в законопроекты "О местном референдуме" и "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления".
Четыре законопроекта приняты во втором и третьем, окончательном, чтениях: "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О Комитете парламентского контроля Государственного Совета Республики Татарстан", "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О библиотеках и библиотечном деле", "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О растительном мире", "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В первом чтении одобрено девять законопроектов.

В проекте закона "Об аттестации государственных гражданских служащих Республики Татарстан" определены круг лиц, подлежащих аттестации, перечень документов, необходимых для ее проведения, порядок формирования аттестационной комиссии. Аттестация проводится в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой им должности.
Законопроект "О муниципальной службе в Республике Татарстан", подготовленный рабочей группой под руководством секретаря Госсовета В.Липужиной, призван регулировать отношения в сфере организации муниципальной службы и правовое положение служащих. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Проект закона "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", представленный председателем Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей В.Логиновым, определяет роль МСУ в осуществлении народовластия, а также правовые, территориальные и экономические основы местного самоуправления, государственные гарантии его функционирования.

Необходимость появления законопроекта "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О доплате к государственной пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Республикой Татарстан" вызвана значительными изменениями, произошедшими в российском пенсионном законодательстве. Выступившая с докладом вице-премьер З.Валеева отметила, что понятие "минимальный размер оплаты труда" в настоящее время не используется, вместо него введена норма "базовая часть трудовой пенсии по старости". В законопроекте предлагается установить размер доплаты к пенсии в зависимости от базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной федеральным законодательством. Назначение доплаты предлагается производить независимо от размера установленной гражданину пенсии. Также вносятся предложения производить выплату тем, кто выехал за пределы республики в регионы России, и тем, кому доплата была установлена ранее.
Законопроект "Об обязательном экземпляре документов в Республике Татарстан" базируется на соответствующем федеральном законе. Обязательный бесплатный экземпляр выступает основой для формирования национального библиотечно-информационного фонда республики и функционирует на двух уровнях - республиканском и местном (районном и городском).
Проект закона "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Татарстан о перечне участков недр, право пользования которыми может быть представлено на условиях соглашения о разделе продукции" разработан в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции".
Процессом унификации вызван и законопроект "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан".
Проект закона "О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан "О государственном долге Республики Татарстан" подготовлен в соответствии с протестом прокурора РТ.
Законопроект "Об утверждении Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы" представил министр труда и занятости Б.Захаров. С содокладом выступил председатель Комиссии по социальным вопросам, делам детей и молодежи Ф.Мусин. Реализация положений программы ежегодно позволит оказывать услуги по вопросам трудоустройства не менее 590 тыс. граждан, трудоустраивать не менее 138 тыс. человек, получать профессиональные навыки не менее 7 тыс. безработных. По словам Ф.Мусина, программа должна учитывать территориальный характер и нуждается в усилении по таким проблемным позициям, как профориентация молодежи и женская безработица.

Помимо этого, в первом чтении был принят проект Градостроительного кодекса РТ, разработанный в связи с протестом прокурора РТ. Документ, представленный председателем Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курмановым, направлен на устранение противоречий с федеральным законодательством.
На сессии были приняты постановления "Об изменении границ Рыбно-Слободского и Мамадышского районов Республики Татарстан" и "О разукрупнении Камаевского и Татарско-Челнинского местных самоуправлений Менделеевского района Республики Татарстан".

Госсовет согласился с протестами прокурора РТ на отдельные положения Закона "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан" и постановления Верховного Совета РТ "О мерах по выполнению Закона Республики Татарстан "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан", а также с протестами Волжского межрегионального природоохранного прокурора на Закон "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" и Земельный кодекс РТ.
Парламент принял к сведению информацию о работе Госсовета в 2003 году и отчет о работе Комитета парламентского контроля за прошлый год.
В связи с избранием В.Ельцова и Ю.Назмеева депутатами Государственной Думы РФ Госсовет досрочно прекратил их полномочия народных депутатов РТ. В связи с тем, что председатель Федерации профсоюзов РТ Т.Водопьянова баллотируется в депутаты Госсовета по одному из партийных списков, парламент принял решение освободить ее от обязанностей члена Центральной избирательной комиссии РТ.
На сессии рассмотрены 6 проектов федеральных законов и обращений региональных парламентов к руководителям федеральных органов власти. Все они были поддержаны.
По поручению своих избирателей С.Осколок зачитал обращение трудового коллектива ОАО "Зеленодольский завод им. А.М.Горького" к Президенту М.Шаймиеву в связи со строительством второй очереди моста через Каму.
На этом 21-я пленарная сессия, в работе которой принимал участие Президент М.Шаймиев, прервала свою работу. Нерассмотренными остались 7 вопросов. Вел заседания Ф.Мухаметшин.
Ирина БЕГИМБЕТОВА.
"Татар-информ".